Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В учреждении оборудовано 14 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной), подсобные помещения для хранения дополнительного инвентаря группы. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Группы эстетически привлекательные и насыщенные, обеспечивают развивающий эффект. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В каждой возрастной группе возданы развивающие центры, мини библиотеки, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, физкультурные уголки  для воспитанников ДОУ.

Создавая предметно-развивающую среду в группе, учитываются следующие параметры:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• эстетически-привлекательная.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Рабочий кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога-психолога и социального педагога с детьми разного возраста, педагогами и родителями, ввиду чего кабинет территориально изолирован от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, медицинского блока, что позволяет посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдения конфиденциальности встречи.

В кабинете имеется два рабочих места:
· социального педагога и педагога-психолога, отдельное рабочее место, оснащенное ПК.
· зона педагога-психолога включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение:
1. Рабочее место психолога.
2. Зона индивидуального приема.
Наполняемость кабинета – 8-10 человек.
Функциональное использования кабинета социально -психологической службы
· социальный педагог – индивидуальная работа с обучающимися, имеющих статус детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, малоимущими и др. категориями, родителями, педагогами;
· педагог-психолог – индивидуальная работа с обучающимися, родителями, педагогами, индивидуальная диагностика, групповая диагностика.

Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.

  • Интерактивная доска
  • Ноутбуки-2
  • Компьютер
  • Стол компьютерный
  • Стол письменный
  • Шкаф книжный
  • Столы для детей
  • Шкаф для одежды с зеркалом
  • Принтер-сканер-копир
  • Наглядно-дидактические пособия
  • Методическая и справочная литература

Занятия в сенсорной комнате в детском саду считаются элементом экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения. 

Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн»«сухой душ» — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.

Перечень оборудования сенсорной комнаты:

  • Модули (расслабляющего и активизирующего характера).
  • Мягкое напольное покрытие.
  • Световой стол с песком
  • Зеркальные панно
  • Тактильные дощечки и тактильное дерево, бизиборд
  • Сухой бассейн.
  • Безопасная пузырьковая колонна.
  • Зеркальный шар с мотором
  • Лед-доска
  •  Сухой душ с фибероптическими волокнами
  • Напольные сенсорные дорожки.
  • Центр рисования песком.
  • Центр развития мелкой моторики.
  • Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.
  • Мягкие модули.
  • Магнитная доска
  • Набор тактильных мячиков
  • Элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули,  световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

[ПОКАЗАТЬ СЛА

Основное назначение логопедического кабинета — создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой, наглядно дидактическим материалом для индивидуальной работы, пособиями для развития воздушной струи,  зеркалом, различными демонстрационными пособиями, функциональными шкафами, стеллажами с полками.
Дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека «вырезалки – обучалки», картотека по психогимнастике, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, картотека упражнений по логоритмике, картотека по массажу биологически активных зон ( аурикулотерапия – массаж ушей), комплекс упражнений « договори словечко», картотека зрительной гимнастики, картотека мнемотаблиц .

1.Зона коррекции звукопроизношения;
2.Учебно-образовательная зона;
3.Зона хранения дидактического и методического материала;
4. Зона игрового сопровождения;
5.Зона развития мелкой моторики;
6. Консультативно-информационная зона;
7.Рабочая зона учителя-логопеда.

Для непосредственно – образовательной деятельности детей по художественному творчеству в детском саду организована и оформлена изостудияКабинет достаточно светлый и просторный. При оформлении этого помещения учитывались требования организации развивающей среды, авторские пособия. Так как это важно для формирования хорошего вкуса у ребенка. Изостудия оснащена:

  • интерактивной доской, ноутбуком, проектором;
  • мольбертами;
  • разнообразными наглядно-дидактическими пособиями;
  • иллюстративными материалами по изобразительному искусству;
  • изделими декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки; изделия Гжели, Городца, Хохломы), самовары, Матрёшки, изделия из глины нерасписанные);
  • разнообразными инструментами и материалы для художественной деятельности;
  • достаточным количеством посадочных мест;
  • красивой и удобной мебелью;
  • полками для хранения материала.

Картины размещены на привлекающем глаз фоне. Есть здесь и постоянно действующая выставка детских работ

Развивающая среда дает возможность дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.

[ПОКАЗАТЬ С

Музыкальный зал дошкольного учреждения – это его сердце и визитная карточка.  Здесь проходит не только непосредственная организованная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей и родителей.

В соответствии с ФГОС ДО целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствамиПредметно – пространственная среда музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Видоизменяется и оформление в соответствии с временем года, тематикой развлекательного мероприятия, праздничной датой, сюжетом театральной постановки.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативности, творчества имеют оборудование и пособия, которые успешно используются в самостоятельной и специально организованной музыкальной деятельности.

Музыкальный зал ДОУ оснащён:

  • электропианино;
  • интерактивной доской, ноутбуком, проектором;
  • музыкальным центром;
  • усилителями, микшером;
  • мольбертами;
  • методической литературой (Программы и методические пособия);
  • медиатекой и аудиотекой;
  • различными наглядно-дидактическими пособиями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр;
  • музыкально-дидактическими играми;
  • детскими музыкальными инструментами (треугольники, бубенцы, тамбурины, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности шумовых и ударных инструментов, а также мелодические: металлофоны и ксилофоны. Духовые: трубы, дудки, дудочки — тромбончики, саксофон, свистульки);
  • для развития музыкально – ритмических способностей,  применяются различные по цвету и размеру ленточки, султанчики, платочки и шарфики, искусственные цветы, веночки, листики, флажки, снежки, игрушки разных размеров и др.

Слушая музыку, импровизируя, дети имеют возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета

[ПОКАЗАТЬ СЛАЙДШО

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  

Значение музея в культурном развитии личности ребенка невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти, бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.

Тематика выставок разнообразна:

  • Музей «Русская изба» рассказывает детям об историческом и культурном прошлом России.
  • Этнографический музей «История Ставрополя» знакомит детей с многонациональным наследием родного города, края.
  • Музей «Декоративно-прикладного творчества» рассказывает детям о народных ремеслах и предметах декоративно-прикладного творчества.
  •  «Музей космонавтики» знакомит детей с разнообразием космических планет.

Наличие оборудованных библиотек

Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете и в групповых ячейках: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература: (обеспеченность — 85%)

Методический кабинет призван обеспечить:

  • Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организациии диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями)воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Материал методического кабинета можно разделить на несколько разделов:

  • Нормативные и инструктивные материалы;
  • Методическаяи справочная литература;
  • Детская художественная литература;
  • Методические материалы, рекомендации;
  • Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный)материал;
  • Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.

В методическом кабинете  представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями, документы, связанные со спецификой деятельности педагогов.

Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.

В библиотеке для воспитателей представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание»«Дошкольная педагогика»«Управление ДОУ»«Обруч» и др.). В разделе «Педагогика и психология»  представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.

Значительное место занимает специальная методическая литература, которая распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса.

Оснащение методического кабинета:

  • Секционные стеллажи
  • Шкаф
  • Стол компьютерный
  • Компьютер
  • Ноутбук
  • МФУ
  • Принтер для цветной печати
  • Стол заседаний
  • Стулья
  • Журнальный столик
  • Мягкий уголок
  • Информационные стенды
  • Методическая литература, печатные издания
  • Перечень пособий и наглядно-дидактического материала.
  • Кулер

Наличие оборудованных объектов спорта

Для создания здоровьесберегающего пространства, в целях формирования здорового образа жизни, умения заботиться о своем здоровье, привития гигиенических навыков и приемов самообслуживания, в помещении бассейна предусмотрены душевая, санитарная и раздевальная комнаты.

Для эффективной организации совместной игровой деятельности, двигательной активности, выполнения упражнений, способствующих успешному формированию навыков плаванияплавательный бассейн обеспечен необходимым спортивно-игровым и обучающим оборудованием. Для создания содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной среды все зоны плавательного бассейна оснащены нестандартным спортивно-игровым оборудованием, которое соответствует всем гигиеническим и техническим требованиям (легкое, прочное, безопасное).

Перечень оборудования:

  • надувные нарукавники разных размеров;
  • плавательные доски большие (пенопластовые);
  • плавательные доски маленькие(поролоновые);
  • обручи, горизонтальный и вертикальный;
  • гимнастические палки;
  • поролоновые палки — «нудлсы»«колобашки»
  • мячи резиновые разных размеров;
  • плавающие и тонущие игрушки.
  • Резиновые коврики, дорожки резиновые
  • Кольца цветные, тонущие 18 см.
  • Разделительная дорожка
  • Пластмассовые игрушки ( шарики , кубики) .
  • Тонущие игрушки – рыбки.
  • Термометр комнатный, водный
  • Контейнеры для хранения игрушек
  • Скамейка гимнастическая деревянная 2шт.
  • Нестандартное пособие и оборудование (сделанное своими руками)

Инфраструктура предметно – развивающей среды физкультурного зала

В детском саду функционирует физкультурный зал в котором проводятся разные формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения, индивидуальная работа по физическому воспитанию, коррекция двигательного развития детей. Одним из основных условий успешного психофизического развития у детей является правильно организованная предметно – развивающая среда в физкультурном зале.

В соответствии с требовании ФГОС  предметно- пространственная среда в зале носит развивающий характер: разнообразная, динамичная, трансформируемая, полифункциональная, привлекательная, доступная, безопасная, вызывает интерес у детей и побуждает их к действию.

Главные задачи:

  • Укреплять здоровье детей;
  • Развивать двигательные навыки и физические качества;
  • Расширять двигательный опыт;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Перечень инвентаря физкультурного зала с учетом требований ФГОС ДО

  • Картотека подвижных игр
  • Атрибуты для подвижных сюжетно-ролевых игр
  • Стенка гимнастическая – 2 шт.
  • Скамейка гимнастическая 3шт.
  • Мат малый 6шт.
  • Мишень навесная 2шт.
  • Дуга большая высота — 50см. – 5шт.
  • Дуга малая высота : 30см. -5шт.
  • Щит баскетбольный навесной с корзиной – 2шт.
  • Канат 5метров диаметр- Зсм – 2шт.
  • Скакалка короткая длина — 1200см – 10шт.
  • Палка гимнастическая – 45шт.
  • Обруч малый диаметр — 50 см – 15шт.
  • Обруч большой диаметр- 70 -90см – 15шт.
  • Мяч резиновый -20 шт.
  • Мешочек с песком- 20 шт.
  • Кегля пластмассовая -10шт.
  • Тренажеры простейшего типа: гантели, эспандер, гимнастический ролик
  • Комплект для подлезания;
  • Комплект для детских спортивных игр (с тележкой)
  • Корзина для мячей на колесах
  • Гимнастические ленты
  • Флажки разноцветные
  • Лабиринт игровой (тоннель)
  • Спорткомплекс из мягких модулей
  • Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований
  • Сухой бассейн для зала с комплектом шаров (диам. бассейна не менее 2,00 м, шаров диам. 8 см не менее 2000 шт.)
  • Коврик массажный 25×25 см резиновый
  • Комплект следочков ладоней и ступней (по 6 пар) из мягкого пластика с «шипами»
  • Коврик со следочками
  • Пластиковые «лыжи» с крепежными элементами на торцах для соединения их в общие единые «лыжи» для групповых упражнений на коорди­нацию движений
  • Сетка для мячей с кольцом
  • Батут круглый без держателя
  • Детский тренажер «Беговая дорожка»
  • Велотренажер детский
  • Детский тренажер «Гребной»
  • Детский тренажер «Мини степпер»
  • Подсобное помещение для хранения физкультурного оборудования.

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно- художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. 

Цель работы хореографа: раскрыть и развить музыкально – двигательные навыки детей. Начиная с маленьких музыкально – двигательных этюдов до полноценных музыкально – хореографических композиций.
Задачи:

развить способности ребенка, вселить веру в себя, в свои силы;
научить ребенка владеть своим телом;
координировать движения, согласовывая их с движениями других детей;
научить пространственной ориентировке;
способствовать освоению элементов танцев, углублять навыки обращения с различными предметами.

Оборудование хореографического зала:

  • Зеркала
  • Музыкальный центр
  • Ковер
  • Наглядно – дидактический материал, фонотека
  • Демонстрационный материал по хореографическому искусству
  • Мягкие игровые модули
  • Шведская стенка
  • Костюмерная

Наличие оборудованных средствах обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы Учреждения. Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, познавательные кинофильмы на цифровых носителях);

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

- приборы для познавательно- исследовательской деятельности (компас, барометр, колбы, и т.д.);

- тренажёры и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды,батуты, мячи и т.п.). Наглядные пособия классифицируются на три группы:

- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

- печатные пособия (картины, плакаты, , таблицы)

- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).

Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

- сотворчество педагога и обучающегося; - приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в Учреждении для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Сведения доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников МБДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействованы  технические  средства обучения:

  • интерактивная доска-6 шт;
  • компьютеры -8 шт.;
  • ноутбук — 8 шт.;
  • ксерокс — 6шт.;
  • сканер — 6шт.;
  • принтеры — 8шт.;
  • проектор — 1 шт.;
  • музыкальный центр  с флеш-памятью -2шт.;
  • усилители — 2 шт.;
  • микрофон — 4 шт.;
  • электропианино — 1 шт.;
  • кондиционер — 5 шт.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie