Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В учреждении оборудовано 14 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной), подсобные помещения для хранения дополнительного инвентаря группы. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Группы эстетически привлекательные и насыщенные, обеспечивают развивающий эффект. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В каждой возрастной группе возданы развивающие центры, мини библиотеки, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, физкультурные уголки для воспитанников ДОУ.
Создавая предметно-развивающую среду в группе, учитываются следующие параметры:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• эстетически-привлекательная.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Рабочий кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога-психолога и социального педагога с детьми разного возраста, педагогами и родителями, ввиду чего кабинет территориально изолирован от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, медицинского блока, что позволяет посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдения конфиденциальности встречи.
В кабинете имеется два рабочих места:
· социального педагога и педагога-психолога, отдельное рабочее место, оснащенное ПК.
· зона педагога-психолога включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение:
1. Рабочее место психолога.
2. Зона индивидуального приема.
Наполняемость кабинета – 8-10 человек.
Функциональное использования кабинета социально -психологической службы
· социальный педагог – индивидуальная работа с обучающимися, имеющих статус детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, малоимущими и др. категориями, родителями, педагогами;
· педагог-психолог – индивидуальная работа с обучающимися, родителями, педагогами, индивидуальная диагностика, групповая диагностика.
Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.
- Интерактивная доска
- Ноутбуки-2
- Компьютер
- Стол компьютерный
- Стол письменный
- Шкаф книжный
- Столы для детей
- Шкаф для одежды с зеркалом
- Принтер-сканер-копир
- Наглядно-дидактические пособия
- Методическая и справочная литература
Занятия в сенсорной комнате в детском саду считаются элементом экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения.
Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн», «сухой душ» — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.
Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
- Модули (расслабляющего и активизирующего характера).
- Мягкое напольное покрытие.
- Световой стол с песком
- Зеркальные панно
- Тактильные дощечки и тактильное дерево, бизиборд
- Сухой бассейн.
- Безопасная пузырьковая колонна.
- Зеркальный шар с мотором
- Лед-доска
- Сухой душ с фибероптическими волокнами
- Напольные сенсорные дорожки.
- Центр рисования песком.
- Центр развития мелкой моторики.
- Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.
- Мягкие модули.
- Магнитная доска
- Набор тактильных мячиков
- Элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.
Основное назначение логопедического кабинета — создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой, наглядно дидактическим материалом для индивидуальной работы, пособиями для развития воздушной струи, зеркалом, различными демонстрационными пособиями, функциональными шкафами, стеллажами с полками.
Дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека «вырезалки – обучалки», картотека по психогимнастике, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, картотека упражнений по логоритмике, картотека по массажу биологически активных зон ( аурикулотерапия – массаж ушей), комплекс упражнений « договори словечко», картотека зрительной гимнастики, картотека мнемотаблиц .
1.Зона коррекции звукопроизношения;
2.Учебно-образовательная зона;
3.Зона хранения дидактического и методического материала;
4. Зона игрового сопровождения;
5.Зона развития мелкой моторики;
6. Консультативно-информационная зона;
7.Рабочая зона учителя-логопеда.
Для непосредственно – образовательной деятельности детей по художественному творчеству в детском саду организована и оформлена изостудия. Кабинет достаточно светлый и просторный. При оформлении этого помещения учитывались требования организации развивающей среды, авторские пособия. Так как это важно для формирования хорошего вкуса у ребенка. Изостудия оснащена:
- интерактивной доской, ноутбуком, проектором;
- мольбертами;
- разнообразными наглядно-дидактическими пособиями;
- иллюстративными материалами по изобразительному искусству;
- изделими декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки; изделия Гжели, Городца, Хохломы), самовары, Матрёшки, изделия из глины нерасписанные);
- разнообразными инструментами и материалы для художественной деятельности;
- достаточным количеством посадочных мест;
- красивой и удобной мебелью;
- полками для хранения материала.
Картины размещены на привлекающем глаз фоне. Есть здесь и постоянно действующая выставка детских работ.
Развивающая среда дает возможность дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.
Музыкальный зал дошкольного учреждения – это его сердце и визитная карточка. Здесь проходит не только непосредственная организованная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей и родителей.
В соответствии с ФГОС ДО целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Предметно – пространственная среда музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Видоизменяется и оформление в соответствии с временем года, тематикой развлекательного мероприятия, праздничной датой, сюжетом театральной постановки.
Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативности, творчества имеют оборудование и пособия, которые успешно используются в самостоятельной и специально организованной музыкальной деятельности.
Музыкальный зал ДОУ оснащён:
- электропианино;
- интерактивной доской, ноутбуком, проектором;
- музыкальным центром;
- усилителями, микшером;
- мольбертами;
- методической литературой (Программы и методические пособия);
- медиатекой и аудиотекой;
- различными наглядно-дидактическими пособиями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр;
- музыкально-дидактическими играми;
- детскими музыкальными инструментами (треугольники, бубенцы, тамбурины, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности шумовых и ударных инструментов, а также мелодические: металлофоны и ксилофоны. Духовые: трубы, дудки, дудочки — тромбончики, саксофон, свистульки);
- для развития музыкально – ритмических способностей, применяются различные по цвету и размеру ленточки, султанчики, платочки и шарфики, искусственные цветы, веночки, листики, флажки, снежки, игрушки разных размеров и др.
Слушая музыку, импровизируя, дети имеют возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Значение музея в культурном развитии личности ребенка невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти, бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.
Тематика выставок разнообразна:
- Музей «Русская изба» рассказывает детям об историческом и культурном прошлом России.
- Этнографический музей «История Ставрополя» знакомит детей с многонациональным наследием родного города, края.
- Музей «Декоративно-прикладного творчества» рассказывает детям о народных ремеслах и предметах декоративно-прикладного творчества.
- «Музей космонавтики» знакомит детей с разнообразием космических планет.
Наличие оборудованных библиотек
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете и в групповых ячейках: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература: (обеспеченность — 85%)
Методический кабинет призван обеспечить:
- Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
- Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организациии диагностике образовательного процесса;
- Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями)воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Материал методического кабинета можно разделить на несколько разделов:
- Нормативные и инструктивные материалы;
- Методическаяи справочная литература;
- Детская художественная литература;
- Методические материалы, рекомендации;
- Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный)материал;
- Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.
В методическом кабинете представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями, документы, связанные со спецификой деятельности педагогов.
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). В разделе «Педагогика и психология» представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Значительное место занимает специальная методическая литература, которая распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса.
Оснащение методического кабинета:
- Секционные стеллажи
- Шкаф
- Стол компьютерный
- Компьютер
- Ноутбук
- МФУ
- Принтер для цветной печати
- Стол заседаний
- Стулья
- Журнальный столик
- Мягкий уголок
- Информационные стенды
- Методическая литература, печатные издания
- Перечень пособий и наглядно-дидактического материала.
- Кулер
Наличие оборудованных объектов спорта
Для создания здоровьесберегающего пространства, в целях формирования здорового образа жизни, умения заботиться о своем здоровье, привития гигиенических навыков и приемов самообслуживания, в помещении бассейна предусмотрены душевая, санитарная и раздевальная комнаты.
Для эффективной организации совместной игровой деятельности, двигательной активности, выполнения упражнений, способствующих успешному формированию навыков плавания, плавательный бассейн обеспечен необходимым спортивно-игровым и обучающим оборудованием. Для создания содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной среды все зоны плавательного бассейна оснащены нестандартным спортивно-игровым оборудованием, которое соответствует всем гигиеническим и техническим требованиям (легкое, прочное, безопасное).
Перечень оборудования:
- надувные нарукавники разных размеров;
- плавательные доски большие (пенопластовые);
- плавательные доски маленькие(поролоновые);
- обручи, горизонтальный и вертикальный;
- гимнастические палки;
- поролоновые палки — «нудлсы»; «колобашки»
- мячи резиновые разных размеров;
- плавающие и тонущие игрушки.
- Резиновые коврики, дорожки резиновые
- Кольца цветные, тонущие 18 см.
- Разделительная дорожка
- Пластмассовые игрушки ( шарики , кубики) .
- Тонущие игрушки – рыбки.
- Термометр комнатный, водный
- Контейнеры для хранения игрушек
- Скамейка гимнастическая деревянная 2шт.
- Нестандартное пособие и оборудование (сделанное своими руками)
Инфраструктура предметно – развивающей среды физкультурного зала
В детском саду функционирует физкультурный зал в котором проводятся разные формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения, индивидуальная работа по физическому воспитанию, коррекция двигательного развития детей. Одним из основных условий успешного психофизического развития у детей является правильно организованная предметно – развивающая среда в физкультурном зале.
В соответствии с требовании ФГОС предметно- пространственная среда в зале носит развивающий характер: разнообразная, динамичная, трансформируемая, полифункциональная, привлекательная, доступная, безопасная, вызывает интерес у детей и побуждает их к действию.
Главные задачи:
- Укреплять здоровье детей;
- Развивать двигательные навыки и физические качества;
- Расширять двигательный опыт;
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Перечень инвентаря физкультурного зала с учетом требований ФГОС ДО
- Картотека подвижных игр
- Атрибуты для подвижных сюжетно-ролевых игр
- Стенка гимнастическая – 2 шт.
- Скамейка гимнастическая 3шт.
- Мат малый 6шт.
- Мишень навесная 2шт.
- Дуга большая высота — 50см. – 5шт.
- Дуга малая высота : 30см. -5шт.
- Щит баскетбольный навесной с корзиной – 2шт.
- Канат 5метров диаметр- Зсм – 2шт.
- Скакалка короткая длина — 1200см – 10шт.
- Палка гимнастическая – 45шт.
- Обруч малый диаметр — 50 см – 15шт.
- Обруч большой диаметр- 70 -90см – 15шт.
- Мяч резиновый -20 шт.
- Мешочек с песком- 20 шт.
- Кегля пластмассовая -10шт.
- Тренажеры простейшего типа: гантели, эспандер, гимнастический ролик
- Комплект для подлезания;
- Комплект для детских спортивных игр (с тележкой)
- Корзина для мячей на колесах
- Гимнастические ленты
- Флажки разноцветные
- Лабиринт игровой (тоннель)
- Спорткомплекс из мягких модулей
- Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований
- Сухой бассейн для зала с комплектом шаров (диам. бассейна не менее 2,00 м, шаров диам. 8 см не менее 2000 шт.)
- Коврик массажный 25×25 см резиновый
- Комплект следочков ладоней и ступней (по 6 пар) из мягкого пластика с «шипами»
- Коврик со следочками
- Пластиковые «лыжи» с крепежными элементами на торцах для соединения их в общие единые «лыжи» для групповых упражнений на координацию движений
- Сетка для мячей с кольцом
- Батут круглый без держателя
- Детский тренажер «Беговая дорожка»
- Велотренажер детский
- Детский тренажер «Гребной»
- Детский тренажер «Мини степпер»
- Подсобное помещение для хранения физкультурного оборудования.
Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно- художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Цель работы хореографа: раскрыть и развить музыкально – двигательные навыки детей. Начиная с маленьких музыкально – двигательных этюдов до полноценных музыкально – хореографических композиций.
Задачи:
развить способности ребенка, вселить веру в себя, в свои силы;
научить ребенка владеть своим телом;
координировать движения, согласовывая их с движениями других детей;
научить пространственной ориентировке;
способствовать освоению элементов танцев, углублять навыки обращения с различными предметами.
Оборудование хореографического зала:
- Зеркала
- Музыкальный центр
- Ковер
- Наглядно – дидактический материал, фонотека
- Демонстрационный материал по хореографическому искусству
- Мягкие игровые модули
- Шведская стенка
- Костюмерная
Наличие оборудованных средствах обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы Учреждения. Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, познавательные кинофильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- приборы для познавательно- исследовательской деятельности (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды,батуты, мячи и т.п.). Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, , таблицы)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося; - приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в Учреждении для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Сведения доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников МБДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействованы технические средства обучения:
- интерактивная доска-6 шт;
- компьютеры -8 шт.;
- ноутбук — 8 шт.;
- ксерокс — 6шт.;
- сканер — 6шт.;
- принтеры — 8шт.;
- проектор — 1 шт.;
- музыкальный центр с флеш-памятью -2шт.;
- усилители — 2 шт.;
- микрофон — 4 шт.;
- электропианино — 1 шт.;
- кондиционер — 5 шт.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступа к электронным образовательным ресурсам у воспитанников нет.